К дате рождения основателя Института - Алексея Никаноровича Соколовского

1 марта исполнилось 130 лет со дня рождения Алексея Никаноровича Соколовского – выдающегося ученого и педагога, основателя украинской школы агрономического почвоведения, талантливого организатора науки, первого президента Всеукраинской академии сельскохозяйственных наук.

Научное наследие академика А.Н. Соколовского насчитывает свыше 200 научных работ, в том неоднократно переиздававшийся учебник «Сельскохозяйственное почвоведение», который актуален и сегодня. Рассматривая колоидный комплекс как "живую плоть" почвы, А.Н. Соколовский внес большой вклад в развитие агрономического почвоведения, колоидно-химической теории почв, их структуры, классификации, картографирования, педогалохимизма, химической мелиорации. А.Н. Соколовский разработал и обосновал количественные показатели использования химических мелиорантов, впервые ввёл коефициент насыщенности кальцием как меру потребности почв в мелиорации. Ученым было сформулировано представление об "активном" и "пассивном" иле и предложена методика выделения их из почвы, создано новое направление – колоидно-химичискую технологию почв, в частности, метод осолонцевания, использовавшийся в строительстве очистительных сооружений, каналов, проектировании хранилищ для различных агрессивных соединений.

Под руководством А.Н. Соколовского была проделана значительная работа организации крупномасштабного обследования Украины и создания почвенной карты в масштабе 1:1000000 (1935 г.), которая отличалась целостностью и насыщенностью агрономическими показателями.

Начиная с 40-х гг. минувшего столетия научная школа А.Н. Соколовского определяла направление развития почвоведения в Украине. Под непосредственным руководством академика А.Н. Соколовского сформировалось первое поколение Харьковской школы агрономического почвоведения. Это хорошо известные в мире почвоведы: А.М. Гринченко, Г.С. Гринь, А.М. Можейко, Н.К. Крупский, Н.Б. Вернандер, С.С. Соболев, Г.М. Самбур, А.Ф. Яровенко, В.Д. Кисель, Н.В. Дубовская. Сегодня активно формируется третье научное поколение Харьковской школы.